Власти Франции, передав российской стороне документы из миграционного дела  Дауда Мурадова, скончавшегося после депортации в Россию, обрекли его на пытки и гибель, а также подвергли опасности других людей, проживающих в Чечне, российских правозащитников и журналистов, заявил Правозащитный центр “Мемориал”*.

Как писал “Кавказский узел”, о гибели Дауда Мурадова, который был депортирован в Россию из Франции, сообщила Ассамблея чеченцев Европы 8 февраля. Организация напомнила о том, что депортация чеченцев поставлена на поток, и призвала власти Франции защитить права эмигрантов.

Французские власти при депортации Дауда Мурадова передали российской стороне конфиденциальные сведения о семье беженца и о российских правозащитных организациях, которые его поддерживали, сообщил сегодня Правозащитный центр «Мемориал»*. Правозащитная организация привела детали дела Дауда Мурадова, отметив, что молодого человека выдворили 11 декабря 2020 года в Россию из Франции, где он просил убежище, когда ему было 18 лет.

По данным правозащитников, силовики задержали Даудова в аэропорту Шереметьево. В тот же день ему было предъявлено обвинение по ч. 1 ст. 205.1 (содействие террористической деятельности) УК РФ — якобы он из Франции вербовал граждан России в незаконные вооружённые формирования, которые действуют на Северном Кавказе. Суд в Москве арестовал его на два месяца. Позже, в присутствии приглашённого родственниками адвоката, Дауд отказался от показаний, которые подписал. Он рассказал, что встретившие у трапа самолета силовики увезли его в лесистую местность, подвергли там жестоким пыткам и заставили подписать эти признания в преступлении.

В июле 2021 года Мурадову предъявили обвинение в более тяжких преступлениях по ч.4 ст.205.1 (организация теракта), ч.3. ст.223.1 (незаконное изготовление взрывчатых веществ в составе организованной группы) и  ч.3 ст.222.1 (незаконное приобретение, хранение, сбыт, передача, перевозка взрывчатых веществ в составе организованной группы) УК РФ. По версии следствия, он через соцсети и мессендежры в Интеренете создал террористическую группу в Чечне, члены которой планировали совершить теракт в Грозном.

«Дауд отрицал эти обвинения. Ему грозило от 15 лет лишения свободы до пожизненного. В конце 2021 года его перевезли в Грозный, где вновь подвергли пыткам в [одной из силовых структур]. 6 февраля 2022 года родным Мурадова сообщили, что он скончался в больнице в Грозном, куда на машине Скорой медицинской  помощи его доставили из СИЗО Грозного. В справке о смерти написано — «внезапная сердечная смерть». Тело родным не отдали, так же как и заключение судебно-медицинской экспертизы», – говорится в сообщении ПЦ «Мемориал»*, поступившем в «Кавказский узел».

По данным правозащитников, французский адвокат Дауда Мануэла Брийат (Manuela Brillat) обращалась в Европейский суд по правам человека в соответствии с правилом 39 Регламента с просьбой остановить выдворение молодого человека, так как на родине ему угрожает серьёзная опасность (согласно этому правилу, Суд может указать государству-ответчику в срочном порядке принять конкретные меры, в данном случае, направленные на обеспечение безопасности Дауда Мурадова). На вопросы ЕСПЧ о причинах выдворения и последующих рисках, французская сторона ответила, что никакие данные о Дауде не будут переданы российским властям.

Однако, как указывает правозащитная организация, французская сторона передала российской стороне документы, содержащие конфиденциальные показания Дауда и членов его семьи миграционным службам Франции, когда те просили убежище. Там изложены рассказы о том, как сотрудники одной из силовых структур Чеченской Республики похитили Дауда в 15-летнем возрасте, как его подвергли жестоким пыткам и держали в заключении 48 дней. Также были переданы данные российских правозащитных организаций и СМИ, которые направляли письма во французские ведомства, протестуя против намерений выдворить Дауда, и показания людей, в том числе проживающих в Чечне, которые свидетельствовали в его пользу.

«Таким образом, власти Франции не только обрекли на пытки и гибель Дауда Мурадова, но подвергли опасности других людей, проживающих в Чечне, российских правозащитников и журналистов. Передача этих документов — грубое нарушение конституционного принципа конфиденциальности прошения о предоставлении убежища», – указано в сообщении ПЦ «Мемориал»*.

В нем также приводится комментарий сотрудника организации Оюба Титиева. «Нам хорошо известно, как правоохранительные органы в России фабрикуют уголовные дела в отношении людей, мы об этом неоднократно писали. Нет никаких оснований доверять их данным. Я не могу в этом конкретном деле говорить о степени вины или невиновности Дауда, хотя прямых доказательств его вины так и не увидел. К сожалению, теперь мы уже не узнаем правду, так как ему не оставили никакого шанса на объективное расследование и справедливый суд. Французские власти отдали его в руки палачей, которые строят свои обвинения в основном на полученных под пытками показаниях», – заявил Титиев, который сам был осужден в Чечне на четыре года заключения по обвинению в хранении наркотиков и заявлявший о том, что наркотики ему были подброшены.

Как отметил Титиев, передача французской стороной данных из миграционного дела Мурадова очень сильно усугубила его ситуацию. «Впрочем, не только его, но и тех, кто свидетельствовал в его пользу, вступался за него, а ведь многие из этих людей всё ещё находятся в Чечне. Я считаю, что французские власти разделяют ответственность за смерть Дауда. Мне не верится, что он скончался от “внезапных сердечных проблем”, и мы уже не узнаем, что именно с ним произошло на самом деле. Его лишили даже права на погребение», – подчеркнул правозащитник.

Он добавил, что родные Мурадова отказались обращаться в правозащитные организации и продолжают молчать. «Мы понимаем, что они боятся, так как у них есть и другие члены семьи в Чечне, но это молчание только потворствует подобным вопиющим нарушениям прав человека», — резюмировал Оюб Титиев.

* организация внесена Минюстом России в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.

** 21 марта Тверской суд Москвы запретил работу в России компании Meta (владеет Facebook, Instagram и WhatsApp) в связи с экстремистской деятельностью.
Оригинальный источник: Кавказский Узел